Перед Вами энциклопедический список некоторых музыкальных стилей, который может помочь Вам немного узнать об истории тяжёлой музыки, а так же научиться определять стилистику исполнения у различных артистов. Если Вы считаете, что в списке чего-то не хватает, что какие-то данные надо поправить и актуализировать, сообщите нам - мы обязательно добавим все необходимое.
• Rock
Рок - это прежде всего образная характеристика музыки, что же касается музыковедческого определения, то ближе всего к действительности будет, наверное, следующее: рок - это музыкальное произведение, в котором присутствует бит, а также 1-я и 3-я битовые доли. Можно добавить, что как правило инструментарий рока - электрический, но это необязательное условие: рок может быть и акустическим, и синтезированными даже чисто вокальным, все определяют уже упоминавшиеся битовые доли. Если же говорить человеческим языком, то рок - это прежде всего внутренний протест художника против какого-то одного, нескольких или всех сразу компонентов бытия. Часто это может быть некий внутренний конфликт или даже протест против самого себя, выражающийся в виде музыкального, литературного, кинематографического и иного творчества. При этом рок самоироничен и в отдельных своих формах никогда не стремится к совершенству, как, впрочем, и любое из искусств, которое может быть либо верхом совершенства, либо пределом низости, что, в конечном счете, почти одно и то же. Рок это и Игорь Стравинский, и «Sex Pistols», и Иероним Босх, и Леонид Утесов, и Джеймс Дин, и Оскар Уайлд, а вот кто и что не рок - определить гораздо сложнее. Возможны подделки «под рок» - слушатель, зритель и читатель ощущают их в виде невероятной скуки и, часто, раздражения, тогда как настоящий рок вызывает чувство душевного подъема и желание творческого самовыражения. Наивно было бы полагать, что столь сложную и неоднозначную материю можно описать несколькими словами.
• Indie
«Независимый» рок. Обычно, под определение «инди-групп» (и, соответственно, «инди-рока») попадают коллективы и исполнители, работающие вне сферы интересов крупных фирм грамзаписи и записывающиеся на так называемых «инди»- или «независимых» фирмах. Часто «независимость» этих фирм означает малобюджетность, ещё чаще - желание играть и пропагандировать музыку, которая интересует очень ограниченный круг слушателей, то есть коммерчески бесперспективной. Английская и американская музыкальная пресса склонны рассматривать инди-рок как искусство снобов, хотя в некоторых случаях «независимые» группы создают действительно талантливые произведения, для которых широкая публика оказывается недостаточно подготовленной. Как правило, стиль инди-групп никак не связан с их «независимостью» - это могут хардроковые группы или же психоделические, главное, что их объединяет - стремление к некоей художественной целостности и декларации о «непродажности искусства». С начала 90-х годов понятия «инди» и «альтернативный рок» в некотором роде стали синонимами. Типичные представители: «Nirvana», «Jesus Lizard», «Porno For Pyros», «Sonic Youth» и другие.
• Industrial rock
"Индустриальный" или "урбанистический" рок. Для стиля характерен преимущественно электронный инструментарий, вплоть до драм-машин и синтезированных звуков инструментов симфонического оркестра, многочисленные лупы (луп - закольцованная магнитофонная запись какого-то одного музыкального фрагмента или музыкальной фразы) монотонная ритмика (как правило, 4/4) и электронная фильтрация вокала. Считается, что корни - в музыке таких германских групп, как "Krafrwerk", "Can" и "Tangerine Dream", хотя современные исполнители "музыки больших городов" имеют в своем распоряжении новейшие технологии записи и воспроизведения звука, да и палитра саунда стала гораздо более богатой, чем у их предтечей. Типичные представители: "Nine Inch Nails", "KMFDM".
• Latin rock
Условный термин, описывающий манеру игры и саунд групп, в чьей музыке явно прослеживаются латиноамериканские и карибские мотивы. Типичный представитель: "Santana".
• New wave
Совершенно бессмысленный термин, с помощью которого музыкальные критики и по сей день пытаются описать музыку, которая пришла на смену панк-року в конце 70-х годов. По сути дела, "новая волна" представляет собой обычный поп, положенный на ритмические структуры панка. Наиболее характерные представители: "Cars", "Blondie", а также группы, "вынырнувшие" после 1976 года, которые в общественном понимании не укладываются в категорию "панк-рок", например, "Talking Heads" и "Pere Ubu". Если же абстрагироваться от сегодняшнего мэйнстрима, то "нью уэйв" - скорее всего группы, одетые в нечто цивильное, в отличие от "военного прикида" металлистов и "дэнди-наворотов" "ботаников".
• No wave
Родившись в конце 70-х в Нью-Йорке как продукт "перекрестного опыления" авангардного искусства и радикальной музыкальной культуры, движение "ноу уэйв" вскоре распространилось по англо-говорящему миру, прежде всего в среде поклонников панк-рока. "Ноу уэйв" играли главным образом музыканты-любители, не принимавшие консервативный и отчасти догматический характер рок-музыки - даже панк-рок, по их мнению, перерастал в некое подобие доктринальной музыки. И все же "ноу уэйверы" вовсю пользовались философией панка, а их нигилизм проявился даже в названии движения. Музыка эта была в общем-то и не музыкой, хотя и с элементами минимализма - атональные созвучия с шумами "ради шумов". Наиболее яркими представителями "ноу уэйв" были трио "DNA" и квартет "Mars" - они представляли собой деконструктивистские тенденции движения, а также трио Лидии Ланч "Teenage Jesus And The Jerks" - выразители "персонифицированного негативизма". Были и более "музыкальные" представители "ноу уэйв" (например, группа "The Contortions"), но их было не много. В начале 80-х движение практически погибло.
• Pop rock
Музыкальное направление, а также одно из течений поп-культуры. Понятие "поп-рок" появилось в конце 70-х, когда стилистическая палитра направлений рок-музыки значительно обогатилась новыми жанрами. Первоначально, поп-роком называли любой стиль, который был "не": панк-рок, хард-рок и прогрессивный рок. Позднее поп-рок стал синонимом понятия "попса", то есть, скорее эстрадного, нежели рокового произведения, однако сегодня так продолжают называть музыку групп и исполнителей, тяготеющих к мелодичной, часто зааранжированной, перегруженной клавишными музыкой. Иногда термин "поп-рок" ошибочно применяют к группам "мягкого" или софт-рока. В действительности же, поп-рок понятие гораздо более широкое, подразумевающее не только стилистическую принадлежность исполнителя, но и в определенной степени его мировоззрение и образ существования. Так как такая музыка часто бывает коммерческой и востребованной широкими массами (популярной), то требования к музыкальному произведению здесь значительно выше, чем во многих других жанрах: мелодия, ритм, голос, техника исполнения, аранжировки - все должно привлекать самого разного слушателя с первых же секунд. Одними из наиболее ярких представителей поп-рока сегодня можно считать Джо Кокера, Пола Маккартни, Рода Стюарта, Эрика Клэптона и Элтона Джона, хотя каждый из них в свое время сделал вклад в самые разные жанры, которые ни в коем случае нельзя было назвать "попсовыми".
• Punk rock
Корни панк-рока прослеживаются с первой половины шестидесятых, когда американские гаражные группы попытались дать отпор "британскому вторжению" - это была динамичная агрессивная музыка, но играли ее любители, и таким образом "ответный удар" остался незамеченным. Тем более, что по мнению многих специалистов, элементы панка на американскую землю занесли как раз представители "британского вторжения", в частности, "The Kinks", чья композиция "You Really Got Me" (1964 год) считается первым произведением в стиле панк-рока. Тем не менее, уже в те годы Америка отреагировала на новое музыкальное направление двумя сборниками "Nuggets" и "Wild Thing". Расцвет панк-рока пришелся на середину семидесятых - "рассерженная" английская молодежь решила, что сложившийся институт рока обуржуазился и застыл в заданных рамках - так практически на пустом месте возник панк. Это была сырая резкая и быстрая музыка с хаотичными изменениями ритмических структур и гармоний. Играли панк-рок любители, не обладавшие даже минимальной музыкальной подготовкой и практикой; панк-музыкант обязан был делать шокирующие заявления, носить короткую стрижку и одеваться исключительно в черную кожу - этот имидж не претерпел существенных изменений и "имеет хождение" даже сегодня. Как социальный феномен, панк-рок может считаться естественной реакцией низших и средних слоев населения на сложности жизни в постиндустриальную эпоху, а основные компоненты этой реакции - нигилизм, пассивный протест и агрессивность. В США первыми проводниками панк-идеологии были "The Stooges", "MC5" и "New York Dolls". Непосредственно перед взрывом панк-рока в Англии некоторые американские группы работали в манере, которую можно определить как "культивированный панк" - это "Ramones", "Talking Heads", "Television" и Пэтти Смит, по сути, все они в качестве модели творчества использовали гаражный рок шестидесятых. Музыка и позиция этих групп и исполнителей оказала большое влияние на английский панк-рок и нашла отражение в таких антихитах как "Anarchy In The U. K." ("Sex Pistols"), "White Riot" ("The Clash") и "Boredom" ("The Buzzcocks"). Прошло совсем немного времени и панк-рок стал таким же солидным институтом как и ненавидимый им ортодоксальный рок. Некоторые музыкальные и идеологические принципы панка прижились в "новой волне", а в США панк-рок просто стал очередной модой, причем собственно музыка была далеко не определяющим компонентом этой моды. Очень скоро стали проявляться слабые стороны искусственно созданного направления - в частности, мастерство исполнения и форма выражения музыкальной мысли подменялись одними лишь эмоциями (в большинстве случаев еще и не самыми приемлемыми). Панк-группы так и не сумели развиться музыкально, хотя их интеллектуальные послания, как правило, отличались глубиной и часто в лаконичной форме представляли своего рода "политинформацию" текущего момента. "Бег по кругу" привел к распаду "Sex Pistols" после окончания первого и последнего американского турне, "The Clash" со временем превратились в группу этническо-политического фьюжн-рока, "The Buzzcocks" ушли в панк-лирику, но в конце концов тоже распались. Однако несмотря на крах лидеров панка, направление это уже окончательно оформилось, минимальные требования к музыке и ее исполнению продолжают привлекать жаждущих быстрой и нетрудной славы непрофессионалов. Очень многие приемы панк-рока прижились в тяжелой музыке, фактически на инструментальной базе возникли хард-кор, трэш и грандж. В настоящее время "чистого" панк рока почти не осталось, а те направления, в которые проник панк, исповедуют музыку значительно более быструю, громкую и политически ориентированную, чем прототип.
• Psychedelic rock
Известен под сокращенным названием "психоделия", а также как "кислый рок" ("acid rock") и "санфранциский саунд" ("San Francisco sound"). По сути, это свободные эксперименты с музыкой и музыкальными инструментами под воздействием галлюциногенов или мощных психотропных средств - так начиналась эта музыка. Позже, психоделическим роком стали называть любую странную музыку, гармонии и тональности которой отличались от принятых (среди современных групп ярчайшим примером психоделической можно считать "Dead Can Dance"). Большинство самых первых психоделических групп, таких как "Grateful Dead", "Jefferson Airplane" и "Quicksilver Messenger Service" вышли из Сан-Франциско, где находилась неформальная столица американских хиппи. На американскую психоделию англичане ответили "Pink Floyd", но как психоделическая группа "Pink Floyd" существовали не более четырех-пяти лет, фактически до "Dark Side Of The Moon", когда саунд и общая концепция "Pink Floyd" претерпели очень серьезные изменения. Британские аналитики рока настаивают на авторстве Англии в этом вопросе: по их мнению, первой, по-настоящему законченной психоделией была битловская "Tomorrow Never Know", которой завершается альбом 1966 года "Revolver", а чуть раньше, все те же "The Beatles", продемонстрировали зерно этой идеи на диске "Rubber Soul". Естественно, что не все психоделии пишутся под воздействием психотропных средств. Значительно важнее, что группы именно этого жанра начали первыми устраивать затяжные импровизационные концерты, создав тем самым ассоциативную связь между роком и джазом. На сегодняшний день, наверное, единственная группа-долгожитель, играющая классическую психоделию - "Grateful Dead", и их концерты по-прежнему собирают полные стадионы. Многие из тех, кто стояли у истоков психоделического рока, сейчас ушли в его иные направления, такие как фьюжн и прогрессивный рок.
• Progressive rock
В данном случае слово "прогрессивный" предполагает такую форму рок-музыки, когда при традиционном для рок-группы составе исполнителей и инструментарии задействуются структуры классической европейской музыки, в результате чего произведения прогрессивного рока становятся, как правило, сложнее и продолжительнее, нежели стандартные 3-5-минутные композиции, большое значение имеет импровизация. "Прогрессивный рок" - термин сугубо американский, в чем-то он смыкается с тем, что в Британии именовалось "арт-роком", но есть и различия. Направление прогрессивного рока начало развиваться в конце шестидесятых годов в Англии, в какой-то степени его корни уходят в психоделию, космические темы которой вначале неизменно присутствовали у "прогрессивистов", но если рассуждать с музыкальной точки зрения, прогрессивный рок - высшая форма психоделии. Как музыкальный стиль, прогрессивный рок получил наивысшее развитие в семидесятые годы - фактически, под знаком этого стиля они и проходили, - когда музыканты достигли поистине виртуозного владения инструментами и научились мыслить нетривиально. По мнению одних специалистов, самым первым и наиболее заметным произведением прогрессивного рока является альбом "In The Court Of The Crimson King" английской группы "King Crimson", тогда как другие называют еще более ранние работы "Procol Harum" и "The Moody Blues". Некоторые склонны приписывать авторство направления Джими Хендриксу, чья "космическая" дисторшн-гитара, безусловно, повлияла и на эту ветвь рока. Однако несомненно ярчайшими представителями прогрессивного рока были и остаются английские коллективы, в которых играли музыканты-виртуозы с консерваторским образованием - именно они соединили классику, джаз и рок-н-ролл. Это "Nice", "Emerson", "Lake And Palmer", "Yes", "Genesis", "Gentle Giant" и "Van Der Graaf Generator". Их традициям следовали европейцы "Focus" и американцы "Kansas". Если исходить из серьезности отношения к своему творчеству, то прогрессивный рок начисто лишен чувства юмора, что в ряде случаев становится большим недостатком и отрицательно сказывается на музыке и ее популяризации. В силу критерия "серьезности", к представителям прогрессивного рока сложно причислить английские группы "Roxy Music" и "Soft Machine" - первые откровенно издевались и над собой, и над своей музыкой, вторые отказались от грандиозных сюитных форм своих композиций, что тоже было своего рода недопустимым проявлением юмора. Хотя формально, обе эти группы играли "чистый" прогрессив. Аналогично, не считаются исполнителями прогрессивного рока и такие группы, как "Caravan" и "Gong", в музыке которых превалировал джаз.
• Rhytm and blues
Выражение "ритм-энд-блюз" появилось в начале 40-х годов, и служило для описания черной американской поп-музыки, представлявшей собой своего рода ритмически акцентированного "развлекательного, несерьезного" блюза. В те годы словосочетание "ритм-энд-блюз" просто заменило неблагозвучный термин "расовая музыка", как с начала ХХ века белые американцы называли вариации черного блюза. Во второй половине 50-х годов ритм-энд-блюз подвергся дальнейшему "дроблению" на соул, фанк и позже - диско. Компактные черные коллективы (в отличие от традиционных биг-бэндов) проникли на территорию, традиционно занятую белыми поп-исполнителями, - в манере "новых черных групп" превалировал типично джазовый инструментальный свинг, тогда как вокалисты тяготели к классической блюзовой стилистке. Таким образом, как и блюз, ритм-энд-блюз стал важнейшим связующим звеном между биг-бэндами 40-х, группами биг-бита конца 50-х и главное - первыми исполнителями рок-н-ролла. Самые ранние рок-н-роллы часто представляли собой ритмически аранжированные версии классических ритм-энд-блюзов - убедительным примером такого рода аранжировки может служить композиция Роя Брауна "Good Rockin' Tonight", специально адаптированная под манеру и стиль Элвиса Пресли. Как ни странно, в рок-музыке американский ритм-энд-блюз первыми взяли на вооружение английские группы "The Rolling Stones", "The Animals", "The Kinks" и чуть позже - "The Who", представлявшие собой ветвь, диаметрально противоположную той, на которой разместились поп-мелодисты "The Beatles", "The Hollies" и подавляющее большинство новых английских групп. В дальнейшем ритм-энд-блюз претерпел "косметические" изменения и вернулся на родину. В конце 60-х - начале 70-х британские группы вновь подвергли ритм-энд-блюз ревизии, сделав его базой уже хард-рока, из которого развилось множество стилей, в конце концов так соединивших в себе блюз и ритм-энд-блюз, что сегодня в роке они уже почти неразличимы.
• Rock'n'Roll
Терминологически, с середины 70-х годов слово "рок-н-ролл", практически, подменяет понятие "рок" и включает в себя почти весь спектр музыкальных стилей, от психоделии и панк-рока до хард-энд-хэви, индастриэл и модерна, исключая разве что рэйв и рэп. Характеризуемый самостоятельной выраженной ритмической фигурой, рок-н-ролл представляет собой эволюцию черного ритм-энд-блюза, "адаптированного" под белую аудиторию и исполняемого белыми музыкантами. Считается, что первыми исполнителями рок-н-ролла были все тот же Элвис Пресли, который, кажется, не пропустил ни одного стиля, кроме "хэви метал", Билл Хэйли и его группа "The Comets", Чак Берри и Рэй Чарлз, под влиянием творчества и имиджа которых сформировалось новое поколение музыкантов, художников, поэтов и кинематографистов. В рок-н-ролле доминирующими инструментами стали электрические, а роль лидера прочно захватила электрогитара. Ритм стали задавать контрабас (позже бас-гитара) и ударные, что позволило либо совсем убрать из инструментария духовые, либо перевести их на роль аккомпанирующих и часто необязательных инструментов. Изначально рок-н-ролл был обращен исключительно к молодежной аудитории, что раздражало старшее поколение, которое навесило на музыку ярлык "сатанинской" (не последнюю роль в рок-н-ролле играли и продолжают играть тексты с сексуальными аллюзиями, по мнению многих специалистов, именно такие песни и являются краеугольным камнем рок-н-ролла). В процессе "круговорота поколений" рок-н-ролл отчасти потерял свою бунтарскую сущность и стал, с одной стороны, более наивным, с другой - прагматичным и коммерциализированным. Однако, по сравнению с первыми композициями рок-н-ролла, современные вещи требуют от исполнителей подлинного профессионализма, который часто подменяет собой творческое начало. Как бы там ни было, несмотря на прогнозы скептиков, рок-н-ролл продолжает развиваться, хотя, надо согласиться со скептиками, процесс эволюции стиля значительно замедлился.
• Rockabilly
Рокабилли - это та музыка, из которой Элвис Пресли создал рок-н-ролл, то есть ритмический гибрид кантри (иначе называемого "хиллбилли") и блюза. Таким образом, американские музыковеды склонны считать прародителем рокабилли Сэма Филлипса и его студию "Sun" в Мемфиссе, где записывались Элвис и другие пионеры рок-н-ролла. Считается, что непременным атрибутом рокабилли являются акустические гитары и контрабас, в отличие от электрических, которые задействованы в рок-н-ролле и ритм-энд-блюзе, а также весьма узкий диапазон в верхнем регистре вокала, где вынуждены совершать свои пируэты певцы. Под классическое рокабилли попадают также Карл Перкинс, ранний Рой Орбисон, Джонни Кэш и Джерри Ли Льюис, хотя все они отдали должное и блюзу. На юге США к категории рокабилли часто относят и ритмически акцентированное кантри, и даже отдельные блюзовые композиции. Во все времена истории рока рокабилли оставалось весьма соблазнительным стилем, в котором пробовали себя очень многие, от "Creedence Clearwater Revival" до "Stray Cats" и Элвиса Костелло. В настоящее время наблюдается очередной всплеск интереса к рокабилли, который, к сожалению, не отмечен сколь-нибудь заметными новыми исполнителями - аудитория как правило довольствуется великолепным наследием прошлого.
• Speed metal
Спид-метал (или просто "спид") - разновидность хэви-метал, для которой характерно сверхскоростное исполнение партий всех инструментов. В свое время спид-метал отдали должное высокотехничные мастера гитары, такие как Ингви Мальмстин и Джо Сатриани. В настоящее время термин применяется значительно реже, чем в середине 80-х, когда спид-метал был на подъеме, хотя собственно стиль сохранился. Правда не как самостоятельная единица, а в рамках отдельных произведений хард-рока и хэви-метал.
• Soft rock
"Мягкий рок или лайт-рок - музыкальный жанр, применяющий техники рок-музыки (в частности, элементы фолк-рока), для создания более приятного, мягкого и приглушенного звучания. Софт-рок стремится достичь более мягкого, более приятного для слуха звучания, чтобы такую музыку было приятно слушать, например, на работе или за рулем. Софт-рок часто поётся высокими голосами: в мужском вокале преобладает тенор, тексты софт-рока, как правило, сфокусированы на приятных темах, таких, как любовь, повседневная жизнь и дружба. Чтобы достичь максимального эффекта, софт-рок группы часто используют фортепиано и саксофоны. В конце 1960-х стало распространяться деление мейнстримного рока на софт-рок и хард-рок, причём оба этих жанра стали важнейшими радио-форматами в США. Софт-рок часто произрастал из фолк-рока, применяя акустические инструменты и делая больший акцент на мелодиях и вокальных гармониях. Среди важнейших исполнителей были Кэрол Кинг, Кэт Стивенс, "The Hollies", Джеймс Тейлор и "Bread". Популярный хит "(They Long to Be) Close to You" группы "The Carpenters" был выпущен летом 1970 года, вслед за которым последовала песня "Make It with You" группы "Bread". Обе эти песни являются ранними примерами более мягкого звучания, который начинал доминировать в хит-парадах. В конечном счете эта тенденция достигла своего коммерческого пика во второй половине 1970-х, с такими исполнителями, как Билли Джоэл, Элтон Джон, "Chicago", "Toto", Кристофер Кросс, Майкл Макдональд, "America" и реформированными "Fleetwood Mac", чей "Rumours" (1977) стал наиболее продаваемым альбомом десятилетия.
• Sympho rock
Симфо-рок (иначе - "симфонический рок"). Так в конце 60-х - начале 70-х годов стали называть манеру английских групп "Move" и "Electric Light Orchestra", использовавших в своих композициях инструментарий симфонического оркестра и прямые цитаты классических произведений. Позже, в американской прессе понятия "симфо-рок", "арт-рок" и "прогрессивный рок" практически слились.
• Trash metal
Одно из наиболее значимых направлений хэви-метал рока, для которого характерны едва ли не джазовая импровизация, полифония и сложные ритмические фигуры - при этом вещи играются очень жестко, агрессивно и на предельной громкости. Для исполнения композиций в стиле трэш (от английского "thrash" - "удар наотмаш", "хлесткий удар", так обычно бьют по своим барабанам и струнам исполнители трэш-рока) от музыкантов требуется высочайшая техника владения инструментами и особое видение музыкального полотна композиции. На первый взгляд, трэш может производить впечатление какофонии и некоего музыкального абсурда, хотя в действительности это один из самых непростых для исполнения жанров, требующих значительного усилия не только от музыкантов, но и от слушателя. Классические представители: ранние "Metallica", "Slayer", "Sepultura".
• White metal
Антоним понятия "black metal", относящийся прежде всего к "жизнеутверждающим" текстам композиций. В настоящее время термин применяется крайне редко.